16.11.2021
группа: 411
Предмет: Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Тема урока: Назначение трансмиссии автомобиля. Схемы трансмиссий с одним и несколькими
ведущими мостами.
Трансмиссией называется силовая
передача, осуществляющая связь двигателя с ведущими колесами автомобиля.
Трансмиссия служит для передачи от двигателя к
ведущим колесам мощности и крутящего момента, необходимых для движения
автомобиля.
Крутящий момент Мк (рис.1), подведенный от двигателя к ведущим
колесам, стремится сдвинуть их относительно поверхности дороги в сторону,
противоположную движению автомобиля. Вследствие этого из-за противодействия
дороги на ведущих колесах возникает тяговая сила Рт которая направлена в сторону движения и является
движущей силой автомобиля. Тяговая сила Рт вызывает возникновение на ведущем мосту толкающей
силы Рх, которая от
моста через подвеску передается на кузов и приводит в движение автомобиль.
В зависимости от того, какие колеса автомобиля
являются ведущими (передние, задние или те и другие), мощность и крутящий
момент могут подводиться только к передним, задним или передним и задним
колесам одновременно. В этом случае автомобиль является соответственно
переднеприводным, заднеприводным и полноприводным.
Переднеприводные и заднеприводные автомобили
имеют ограниченную проходимость и предназначены для эксплуатации на дорогах с
твердым покрытием, на сухих грунтовых дорогах. Такие автомобили имеют колесную
формулу, т.е. соотношение между общим числом колес и числом ведущих колес, с
обозначением 4x2. В этой формуле первая цифра означает общее число колес
автомобиля, а вторая — число ведущих колес. Если ведущие колеса двухскатные
(грузовые автомобили, автобусы), а следовательно, общее их число равно шести,
то колесная формула этих автомобилей имеет также обозначение 4x2.
Полноприводные двух- и трехосные автомобили
с.двумя задними ведущими мостами обладают повышенной проходимостью. Они
способны двигаться по плохим дорогам и вне дорог. Их колесные формулы имеют
соответственно обозначения 4x4 и 6x4.
Полноприводные трех- и четырехосные автомобили
имеют высокую проходимость. Они могут преодолевать рвы, ямы и подобные
препятствия. Их колесные формулы обозначаются соответственно 6 х 6 и 8 х 8.
Колесная формула характеризует не только
проходимость автомобиля, но также тип его трансмиссии.
На автомобилях применяются трансмиссии различных
типов (рис. 2).
Наибольшее распространение на автомобилях
получили механические ступенчатые, а также гидромеханические трансмиссии. Другие
типы трансмиссий на автомобилях имеют ограниченное применение.
Конструкция трансмиссии зависит от типа
автомобиля, его назначения и взаимного расположения двигателя и ведущих колес.
Характер изменения передаваемого крутящего момента в разных типах трансмиссий
различен.
Трансмиссия и ее техническое состояние оказывают
значительное влияние на эксплуатационные свойства автомобиля.
Так, при ухудшении технического состояния механизмов трансмиссии и нарушении регулировок в сцеплении, главной передаче и дифференциале повышается сопротивление движению автомобиля и ухудшаются тягово-скоростные свойства, проходимость, топливная экономичность и экологичность автомобиля.
Механические
ступенчатые трансмиссии. В
механических ступенчатых трансмиссиях передаваемый от двигателя к ведущим колесам
крутящий момент изменяется ступенчато в соответствии с передаточным числом
трансмиссии, которое равно произведению передаточных чисел шестеренных
(зубчатых) механизмов трансмиссии. Передаточным числом шестеренного механизма
называется отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей
шестерни.
На автомобиле с колесной формулой 4x2, передним
расположением двигателя и задними ведущими колесами (рис. 3, а) в трансмиссию
входят сцепление 2, коробка передач 3, карданная передача 4, главная передача
6, дифференциал 7 и полуоси 8. Крутящий момент от двигателя 1 через сцепление
2 передается к коробке передач 3, где изменяется в соответствии с включенной
передачей. От коробки передач крутящий момент через карданную передачу 4
подводится к главной передаче 6 ведущего моста 5, в которой увеличивается, и далее
через дифференциал 7 и полуоси 8 — к задним ведущим колесам.
Для легковых автомобилей такое взаимное
расположение двигателя и механизмов трансмиссии обеспечивает равномерное распределение
нагрузки между передними и задними колесами и возможность размещения сидений
между ними в зоне меньших колебаний кузова. Недостатком является необходимость
применения сравнительно длинной карданной передачи с промежуточной опорой.
Механические трансмиссии легковых автомобилей с колесной формулой 4x2 могут также иметь расположение двигателя, сцепления и коробки передач у ведущего моста: задние ведущие колеса и двигатель 1 сзади (рис. 3, б) или передние ведущие колеса и двигатель 1 спереди (рис. 3, в). Такие трансмиссии не имеют карданной передачи между коробкой передач и ведущим мостом и включают в себя сцепление 2, коробку передач 3, главную передачу и дифференциал и привод ведущих колес, который осуществляется не полуосями, а карданными передачами. При этом в приводе к ведущим управляемым колесам применяются карданные шарниры .9 равных угловых скоростей. Эти трансмиссии просты по конструкции, компактны, имеют небольшую массу и экономичны.
Заднее расположение двигателя и трансмиссии (см.
рис.3, б) обеспечивает лучшие обзорность и размещение сидений в кузове между
мостами автомобиля, изоляцию салона от шума двигателя и отработавших газов.
Однако ухудшаются управляемость, устойчивость автомобиля и безопасность
водителя и переднего пассажира при наездах и столкновениях.
Переднее расположение двигателя и трансмиссии
(см. рис.3, в) улучшает управляемость и устойчивость автомобиля, но при движении
на скользких подъемах дороги возможно пробуксовывание ведущих колес вследствие
уменьшения на них нагрузки.
Механическая трансмиссия автомобиля с колесной
формулой 4x4 с передним расположением двигателя 1 (рис. 3, г) кроме сцепления
2, коробки передач 3, карданной передачи 4 и заднего ведущего моста 5 дополнительно
включает в себя передний ведущий управляемый мост и раздаточную коробку 10,
соединенную с этим мостом и коробкой передач 3 карданными передачами. Крутящий
момент от раздаточной коробки подводится к переднему и заднему ведущим мостам.
В раздаточной коробке имеется устройство для включения привода переднего
ведущего моста или межосевой дифференциал, распределяющий крутящий момент между
ведущими мостами автомобиля.
Передний ведущий мост имеет главную передачу,
дифференциал и привод колес в виде карданных передач с шарнирами 9 равных
угловых скоростей, обеспечивающих подведение крутящего момента к передним
ведущим управляемым колесам.
У автомобилей с колесной формулой 6x4 (рис.3, д)
крутящий момент к среднему (промежуточному) и заднему ведущим мостам может
подводиться одним общим валом. В этом случае главная передача среднего моста
имеет проходной ведущий вал.
У автомобиля с колесной формулой 6x6 (рис.3, е)
крутящий момент к среднему и заднему ведущим мостам может подводиться и
раздельно — двумя валами. В раздаточной коробке этих автомобилей имеется
специальное устройство для включения привода переднего моста или межосевой
дифференциал 11, распределяющий крутящий момент между ведущими мостами.
Автомобили с колесной формулой 8x8 обычно имеют
потележечное расположение ведущих мостов, при котором сближены ведущие мосты —
первый со вторым и третий с четвертым. При этом первые два моста являются и
управляемыми.
При установке двух двигателей 1 (рис.3, ж)
трансмиссия таких автомобилей имеет два сцепления 2, две коробки передач 3 и
две раздаточные коробки 10с межосевыми дифференциалами 11. При этом автомобиль
может двигаться при одном работающем двигателе.
По сравнению с другими типами трансмиссий
механические трансмиссии проще по конструкции, имеют меньшую массу, более
экономичны, надежнее в работе и имеют высокий КПД, равный 0,8...0,95.
Недостатком их является разрыв потока мощности при переключении передач, что
снижает тягово-скоростные свойства и ухудшает проходимость автомобиля. Кроме
того, правильность выбора передачи и момента переключения передач зависит от
квалификации водителя, а частые переключения передач в условиях города
приводят к сильной утомляемости водителя. Механические трансмиссии также не
обеспечивают полного использования мощности двигателя и простоты управления
автомобилем.
Изучить: 1. Каково назначение трансмиссии?
2. Почему происходит движение автомобиля при подводе трансмиссией к ведущим колесам мощности и крутящего момента от двигателя?
3. Что характеризует колесная формула автомобиля?
4. Каковы основные механизмы механических трансмиссий автомобилей с различными колесными формулами?
Комментариев нет:
Отправить комментарий