16.11.2021
группа: 411
Предмет: Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Тема урока: Составные части трансмиссии автомобиля.
В трансмиссию входят:
сцепление,
коробка передач,
карданная передача,
главная передача, устанавливаемая в картере ведущего
моста,
дифференциал
полуоси.
Сцепление позволяет на непродолжительное время отсоединить
трансмиссию от двигателя и обеспечивает плавное включение трансмиссии при трогании
автомобиля с места или при переключении передач.
Коробка передач служит для
получения различных тяговых усилий на ведущих колесах путем изменения крутящего
момента, передаваемого от двигателя к карданному валу, а также для изменения
направления вращения ведущих колес при движении задним ходом и для отключения
трансмиссии от двигателя на длительное время.
Карданная передача позволяет передавать крутящий момент от
выходного вала коробки передач к заднему мосту при изменяющемся (при движении
автомобиля) угле между осями вала коробки передач и ведущего вала главной
передачи.
Главная передача служит для того, чтобы передать
крутящий момент под углом 90 градусов от карданного вала к полуосям, а также
для уменьшения числа оборотов ведущих колес по отношению к числу оборотов
карданного вала. Уменьшение частоты вращения механизмов трансмиссии после главной
передачи приводит к увеличению крутящего момента и, соответственно, увеличивает
силу тяги на колесах.
Дифференциал обеспечивает возможность вращения
правого и левого ведущих колес с разными скоростями на поворотах и неровной
дороге. Две полуоси, связанные с дифференциалом через полуосевые шестерни,
передают крутящий момент от дифференциала к правому и левому ведущим колесам.
Дифференциалы, устанавливаемые между приводами колес ведущей оси, называют
межколесными, между разными осями — межосевыми (в полноприводных трансмиссиях).
Трансмиссии по способу передачи крутящего момента
разделяют на механические, гидравлические, электрические и комбинированные
(гидромеханические, электромеханические). На отечественных автомобилях наиболее
распространены механические трансмиссии, в которых передаточные механизмы
состоят из жестких недеформируемых элементов (металлических валов и шестерен).
На автобусах Ликинского и Львовского заводов, а также на большегрузных
автомобилях БелАЗ применяют гидромеханические трансмиссии с автоматизированным
переключением передач. Часть большегрузных автомобилей БелАЗ имеют электромеханическую
трансмиссию с электромотор-колесами.
АГРЕГАТЫ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ
Независимо от типа
трансмиссии, этот механизм состоит из нескольких узлов, которые обеспечивают
эффективность и высокий КПД устройства. Вот из каких агрегатов состоит коробка
передач.
ДИСК СЦЕПЛЕНИЯ
Этот элемент
обеспечивает жесткую сцепку маховика двигателя с ведущим валом главной
передачи. Однако при необходимости данный механизм также разъединяет мотор и
коробку. Механическая трансмиссия оснащается корзиной сцепления, похожее
устройство имеет и робот.
В автоматических
модификациях эту функцию выполняет гидротрансформатор. Единственное отличие –
диск сцепления может обеспечить прочную связь мотора и механизма трансмиссии
даже при заглушенном моторе. Это позволяет использовать передачу в качестве
противооткатного механизма в дополнение к слабому ручнику. Сцепление позволяет
запустить двигатель с толкача, чего нельзя сделать на автомате.
Механизм сцепления
состоит из таких элементов:
- Фрикционные диски;
- Корзина (или корпус, в котором
расположены все элементы механизма);
- Вилка (перемещает нажимной
диск, когда водитель нажимает на педаль сцепления);
- Ведущий или первичный вал.
Среди разновидностей сцепления бывают:
- Сухие. В таких модификациях
используется сила трения, благодаря чему фрикционные поверхности дисков не
позволяют им проскальзывать во время передачи крутящего момента;
- Мокрые. Более дорогая
модификация, в которой используется гидротрансформаторное масло,
продлевающее срок службы механизма, а также делающее его более надежным.
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА
Основная задача
главной передачи – принимать усилия, поступающие от мотора и передавать их на
подсоединенные узлы, а именно на ведущий мост. Главная передача увеличивает КМ
(крутящий момент) и вместе с тем уменьшает обороты ведущих колес авто.
Машины с передним
приводом оснащаются данным механизмом возле дифференциала КПП. Модели с задним
приводом имеют этот механизм в картере заднего моста. В устройство ГП входит
полуось, ведущая и ведомая шестерни, полуосевые шестерни, а также шестерни-сателлиты.
ДИФФЕРЕНЦИАЛ
Передает крутящий
момент, изменяет его и распределяет на несоосные механизмы. Форма и принцип
работы дифференциала отличаются в зависимости от привода машины:
Заднеприводная модель. Дифференциал
устанавливается в картере моста;
Переднеприводная модель. Механизм
установлен в коробке передач;
Полноприводная модель. Дифференциал
находится в раздаточной коробке.
В конструкцию
дифференциала входит планетарный редуктор. Существует три модификации
планетарной передачи:
·
Коническая – используется в межколесном дифференциале;
·
Цилиндрическая – применяется в межосном дифференциале полноприводного авто;
·
Червячная – считается универсальной модификацией, которую можно
использовать, как в межколесном, так и межосном дифференциалах.
В устройство дифференциала
входят осевые шестерни, закрепленные в корпусе. Они связываются между собой
планетарной передачей, которая состоит из шестерен-сателлитов.
КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА
Карданная передача –
это вал, состоящий из двух или больше частей, которые соединены между собой при
помощи шарнирного механизма. Она используется в разных частях автомобиля.
Основное применение – в заднеприводном транспорте. Коробка передач в таких
автомобилях часто находится ниже, чем редуктор заднего моста. Чтобы ни механизм
коробки, ни редуктора не испытывал дополнительную нагрузку, вал, расположенный
между ними должен разделяться на секции, соединение которых обеспечивало бы
плавное вращение при деформации узла.
Если кардан
неисправен, то в процессе передачи крутящего момента ощущаются сильные шумы и
вибрации. Когда водитель заметил такой эффект, ему следует уделить внимание
ремонту, чтобы из-за повышенных вибраций не вышли из строя механизмы
трансмиссии.
Чтобы трансмиссия прослужила максимально эффективно и долго без ремонтов, каждую коробку необходимо обслуживать. Производитель устанавливает свой срок планового ТО, о чем автовладелец информируется в технической документации. Чаще всего этот период находится в районе 60 тысяч километров пробега авто. В техническое обслуживание входит замена масла и фильтра, а также сброс ошибок, если такие имеются в электронном блоке управления.
Изучить: 1. Составные части трансмиссии?
2. Сцепление.
3. Главная передача.
4. Карданная передача
Комментариев нет:
Отправить комментарий