10.01.2022
группа: 403
Предмет: Основы технологии сварки и сварочное оборудование.
Тема урока: Сварные соединения: определение, основные виды их достоинства и недостатки, применение, места разрушений. Типы сварных соединений.
Сварные соединения –
наиболее распространенный тип неразъемных соединений. Их получают формированием
межатомных связей в свариваемых деталях путем местного нагрева в зоне их
соединения до жидкого состояния или путем пластического деформирования деталей
в зоне стыков с нагревом или без нагрева (сварка взрывом).
Преимущественно сварное
соединение образуют путем местного нагрева:
– с расплавлением
металла без приложения сипы (сварка
электродуговая, газовая, электронно-лучевая),
– без расплавления металла
и с приложением силы. Металл
деталей соединения в этом случае не расплавляют, а доводят до пластичного
состояния. Соединение образуют путем сдавливания деталей (различные виды
контактной сварки).
Достоинства сварных соединений.
1.Малая масса. По сравнению с заклепочными соединениями
экономия металла составляет 15–20%, т.к. в заклепочных соединениях отверстия
под заклепки ослабляют материал и обязательно применение накладок или частичное
перекрытие соединяемых деталей. По сравнению с литыми стальными конструкциями
экономия по массе составляет до 30%. Сваркой можно получить более совершенную
конструкцию (литье не допускает большие перепады размеров) с малыми припусками
на механическую обработку.
2.Малая стоимость. Стоимость сварной конструкции из
проката примерно в 2 раза ниже стоимости литья и поковок.
3.Экономичность процесса сварки, возможность его
автоматизации. Это связано с малой трудоемкостью процесса, сравнительной
простотой и дешевизной оборудования: не нужны одновременное плавление большого
количества металла, как при литье, и мощные дыропробивательные машины для
установки заклепок большого диаметра.
4.Плотность и герметичность соединения.
5.Возможность получения конструкций очень больших
размеров (что невозможно, например, при литье): сварной мост через Днепр,
антенны радиотелескопов.
Недостатки сварных соединений.
1.Возможность получения скрытых дефектов сварного шва
(трещины, непровары, шлаковые включения). Применение автоматической сварки в
значительной мере устраняет этот недостаток.
2.Трудность контроля качества сварного шва. Существующие
рентгеноскопические и ультразвуковые методы сложны.
3.Коробление деталей из–за неравномерности нагрева в
процессе сварки.
4.Невысокая прочность при переменных режимах нагружения.
Сварной шов является сильным концентратором напряжений.
Дуговая электрическая сварка —
важнейшее российское изобретение. Угольно–дуговая сварка впервые предложена Н.
И. Бенардосом в 1882 г. Н. Г. Славянов в 1888 г. предложил сварку металлическим
электродом.
Применение.
Сварные соединения
широко применяют в строительстве. В машиностроении сварку применяют для
получения заготовок деталей из проката в мелкосерийном и единичном
производстве.
Сварными выполняют
станины, рамы, корпуса редукторов, шкивы, зубчатые колеса, коленчатые валы,
корпуса судов, кузова автомобилей, обшивку железнодорожных вагонов,
трубопроводы, мосты, антенны радиотелескопов и др.
В массовом производстве
применяют штампосварные детали.
Наибольшее
распространение получили соединения электродуговой и газовой сваркой. Хорошо
свариваются низко– и среднеуглеродистые стали. Высокоуглеродистые стали, чугуны
и сплавы цветных металлов свариваются хуже.
Места разрушения сварных соединений
Прочность
металла шва, зоны термического влияния и основного металла различна. Поэтому сварное соединение следует рассматривать гак неоднородное тело.
■ Разрушения сварных соединений могут происходить по основному металлу, в
зоне термического влияния и по металлу шва в зависимости от того, какая зона
имеет меньшую прочность.
Раньше, когда сварка выполнялась ионизирующими электродами с тонким
меловым покрытием, прочность сварных соединений составляла не более 60%
прочности основного металла. Это вызывало необходимость увеличивать сечение
деталей для того, чтобы обеспечить нужную прочность сварных соединений. В
настоящее время равнопрочность сварных соединений работающих на статическую нагрузку с основным металлом, обеспечивался при сварке
покрытыми электродами и другими сварочными материалами. Прочность сварных
соединений зависит от прочности металла шва, ширины перегретого металла в зоне
термического влияния, совместной ширины металла шва и ширины перегретого металла,
характера приложения внешней нагрузки, температуры эксплуатации изделия и
других факторов. .
2. Применение сварных соединений.
3. Места разрушений сварных соединений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий