23.11.2021
группа: 411
Предмет: Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Тема урока: Коробка передач(КП). Раздаточная коробка.
Коробка передач или коробка
переключения передач (КПП) – это один из важнейших агрегатов трансмиссии –
наряду с карданным валом, сцеплением и задним ведущим мостом. Как составляющая
трансмиссии КПП характерна для всех автомобилей ДВС.
Назначение и устройство
КПП предназначена для нескольких задач:
- изменения
крутящего момента,
- изменения
скорости,
- коррекции
направления движения автомобиля,
- разъединения
ДВС и трансмиссии и, напротив, их соединения (такая потребность актуальна
при переключении передач, необходимости получения малых «ползучих»
скоростей, кратковременной остановки транспортного средства),
- блокировки
гидротрансформатора (функция ценна для уменьшения потери полезной энергии
«автомата» при передаче крутящего момента в ситуации, когда выравниваются
обороты ведомой и ведущей турбин).
При этом одни КПП способны решать все эти
задачи, а другие, как например, механическая, только базовые – изменение
крутящего момента и скорости. Схема устройства зависит от вида КПП.
В корпусе устройства коробки передач с
“механикой” объединены валы (2, 3 или более), синхронизатор, шестерни,
рычаг для переключения скоростей, проволочные кольца, подшипники, сальники.
Устройство АКПП (КПП с “автоматикой”)
представляет собой узел, в который входят гидротрансформатор, планетарный ряд,
фрикционы, тормозная лента, узел управления (насос + маслосборник + клапанная
коробка).
В основе роботизированных коробок могут лежать
как решения механического типа с электрической либо гидравлической системой
управления сцеплением и передачами, так и автоматические коробки, оборудованные
электрогидравлическим приводом сцепления.
Виды коробок переключения передач
Рассматривая устройство и
назначение КПП,невозможно было не упомянуть, что они бывают разных типов:
механические, автоматические, роботизированные. Кроме того, существует ещё
такая подгруппа устройств как вариаторы. Рассмотрим эти КПП более подробно.
Механические
КП
“Механика” - это классика. Для
работы с “механикой” нужны навыки, понимание, как выполнять выбор передаточных
чисел, но при умении управлять в ручном режиме, водитель виртуозно может
подстроиться под любые условия движения.
Главное при езде на механике научиться
чувствовать, когда точно переключать передачи и как достигать нужную динамику.
Впрочем, умение работать с “механикой” – это не
только безупречная езда, но ещё и продление службы эксплуатации самой КПП.
Один из неудобных моментов – требуется постоянно
следить за тахометром. Но это важно. ДВС работает правильно, если параметры
варьируются от 2,5 до 3,5 тысяч оборотов в минуту, если цифры другие, требуется
переключить передачу.
Автоматические КП
Подбор оптимального передаточного числа
осуществляется не водителем, а автоматически - посредством модуля управления.
Именно посредством электроники (модуля управления) легко контролировать
скорость движения транспортного средства.
Наиболее популярны гидравлические “автоматы”.
Крутящий момент у них передаётся с помощью турбин через рабочую жидкость.
Несмотря на то, что для машины с “автоматом”
нужно больше топлива, чем с механикой и даже больше времени на разгон, всё чаще
водители предпочитают именно “автоматы”. Ведь с ними гораздо удобней, чем с
“механикой”.
Тем более, что современные АКПП адаптивны и
могут беспрепятственно подстраиваться под абсолютно разные стили вождения. В
том числе, спортивный.
Роботизированные вариаторы
Роботизированные
(автоматизированные, полуавтоматические) КПП как агрегаты – это промежуточные
вариант между “механикой” и “автоматом”.
Переключение может быть и ручным, и
автоматическим, а вот управление устройством осуществляется посредством
переключателя, джойстика.
Вариатор
Отдельно можно выделить вариатор.
Это изменяющаяся трансмиссия или бесступенчатая КПП. Изменение передаточного
числа производится в заданном диапазоне.
Вариаторы позволяют достигнуть наивысшую
топливную экономичность, ведь нагрузки в таких решениях идеально согласованы с
оборотами коленвала.
Есть вариаторы, которые по своему устройству ближе
к МКПП (с центробежным сцеплением), есть решения, которые ближе к АКПП (такое
устройство включает гидротрансформатор).
Но, увы, любая конструкция не позволяет создать
очень мощный вариатор. Поэтому на практике поставить вариатор получается только
на легковые автомобили, всевозможную мототехнику (очень популярный вариант для
скутеров), но не на большегрузный коммерческий транспорт (автобусы, грузовики),
т.е. транспортные средства, которые как раз и “съедают” больше всего топлива.
Исключение составляют только лёгкая
коммунальная, сельскохозяйственная техника.
Раздаточная коробка
В автомобилях с моноприводом крутящий момент,
созданный двигателем и преобразованный коробкой передач, передается непосредственно
на ведущие колеса. Если же авто имеет привод на все четыре колеса, для наиболее
рационального использования крутящий момент нужно распределить между передней и
задней осями. Также иногда возникает необходимость изменить количество
крутящего момента, передаваемого на определенную ось во время движения.
Задачу распределения усилия от двигателя между передней и задней осями выполняет раздаточная коробка. Подобно коробке передач, она способна до определенной степени увеличить значение крутящего момента, что особенно важно при эксплуатации автомобиля в условиях тяжелого бездорожья.
Иногда этот механизм выполняет особые функции на спецтехнике (пожарные автомобили, сельскохозяйственная и строительная техника). Задача раздаточной коробки состоит в том, чтобы передать часть крутящего момента на специальное оборудование: пожарный насос, тросовая лебедка, механизм подъемного крана и т. д.
Что внутри раздаточной коробки?
Раздаточная коробка, иногда называемая просто
«раздаткой», устанавливается между коробкой передач и валами, ведущими к осям.
Несмотря на большое разнообразие конструкций, некоторые детали раздаточной
коробки имеются в любой модели:
· ведущий
вал (передает крутящий момент от КПП на “раздатку”);
· механизм
блокировки и межосевой дифференциал;
· зубчатая
или цепная понижающая передача (изменяет передаточное число);
· актуатор
(отвечает за включение блокировки);
· карданные
валы привода передней и задней оси;
· синхронизатор,
который позволяет включать понижающий ряд на ходу.
Раздаточная
коробка “в разрезе”
«Раздаточная коробка» представляет собой корпус, в
который входит ведущий вал двигателя, а выходят два приводных карданных вала к
передней и задней осям. Устройство раздаточной коробки аналогично устройству
коробки передач: ее корпус – это закрытый картер, масляная ванна которого
обеспечивает смазку дифференциала и механизма блокировки. Рычаг или кнопки в
салоне осуществляют переключение.
2. Механические и автоматические КП.
3. Вариатор, роботизированный вариатор.
4. Раздаточная коробка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий